Полезные статьи

Pas Chasse (шассе) — состоит из двух па глиссе с одной ноги. Выполняется следующим образом: на «и» поднимаемся на носках двух ног, на «раз» правая нога скользя опускается на полную ступню с продвижением вперед, одновременно на нее переносится вес корпуса, на «и» левая нога подтягивается к правой, одновременно поднимаемся на носки, на «два» правая нога снова скользя опускается на полную ступню с продвижением вперед, одновременно на нее переносится вес корпуса. Следующее шассе делается с левой ноги. При исполнении шассе носки не отрываются от пола.

Pas Jeté (жете) — Перед выполнением шага вес на одной из ног, вторая согнута в колене, носок смотрит в пол, но не касается его. На «и» выпрыгнуть на опорной ноге с выведением рабочей во 2 позицию (над полом, но не касаясь его), носки и колени максимально вытянуты. На счет «раз», приземлиться на рабочую ногу, поставив ее со стороны противоположной той, где она начинала (если она была сначала сзади, то вперед и наоборот). При этом вторая нога сгибается в колене, носок смотрит в пол.

Pas Assemblé (ассамблее) — Перед выполнением шага вес на одной из ног, вторая согнута в колене, носок смотрит в пол. На «и» подняться на опорной ноге с выведением рабочей во 2 позицию (над полом, но не касаясь его), носки и колени максимально вытянуты. На счет «раз», приземлиться на обе ноги, приставив рабочую ногу со стороны противоположной той, где она начинала (если она была сначала сзади, то вперед и наоборот). При этом обе ноги ставятся на полную стопу, но пятки не падают, а мягко опускаются за счет работы мышц.

Sissonne (сисон) – прыжок

Glissade (Глиссад, Glissade Dessus, Glissade Dessous) — Скользящий шаг. Шаг вбок с приставлением ноги в 5 (или 3) позицию. На “и” подняться, вывести ногу во 2-ую позицию, на “раз” перенести вес и закрыть вторую ногу в 5 (или 3) позицию. Если нога закрывается назад, то шаг называется Glissade Dessous; если вперед, то Glissade Dessus.

Balancez — Элемент может выполняться на два такта или на четыре такта.
Balancé на два такта (с правой ноги): «и» — приподняться на левой ноге, «раз» — вывести правую во 2 позицию, опуститься на правую, «два» — привести левую в закрытую позицию, но не перенося на нее вес. Второй такт — то же, на левую ногу.
Balancé на четыре такта: glissade dessus, sissone, jeté, assamblé сначала вправо, затем влево.

En Avant et en Arrière (Вперед и назад) — Пары сходятся и расходятся. Chassé, Jeté, Assemblé вперед и то же самое назад, при этом Jeté и Assemblé тоже идут спереди назад.

A Droite et à Gauche (вправо и влево) — Вправо Chassé, Jeté, Assemblé (или Jeté) затем влево Glissade Dessous Glissade Dessus, Jeté левой, Assemblé.

Traversé — Смена мест. За руки: три Chassé, Jeté, Assemblé, доворачиваясь лицом в кадриль. Если без рук, то: Chassé, Glissade Dessous (доворачиваясь) влево, Assemblé — дважды.

Demi (Половина фигуры) — если в описании фигуры есть приставка «Demi», то выполняется только половина фигуры. В большинстве случаев до мест vis-à-vis.

Promenade (променад) — Пара обходит внутри кадрили круг против ч.с. до своего места. Руки держатся корзиночкой, правая рука кавалера сверху. (три Chassé, Jeté, Assemblé — дважды)

Tour des Mains (Тур де мэн)- поворот за обе руки либо за правую руку

Dos-a-dos (Дозадо) — Квадратом обход спина к спине. chasse, jete, glissade dessous, chasse назад, glissade dessous влево, assamble.

Chaîne anglaise (Шен англез) — Партнеры vis-à-vis подают друг другу правые руки и меняются местами, пары проходят «гребенкой». Затем кавалеры подают левые руки своим дамам и, оборачиваясь в паре, идут на место vis-à-vis (кавалер на последний такт разворачивается лицом в кадриль). Фигура повторяется до своих мест.

Контрдансы с построением в каре были  известны в Англии еще в XVII веке. Безусловно, сравнивать их с кадрилями ХІХ века нельзя как по технике исполнения, так и по особенностям перестроений, однако свою историю кадрили ведут именно от своих английских предков. Чтобы стать кадрилями, этим танцам пришлось в XVII веке пересечь English Chanel, завоевать симпатии французов, выйти в XVIII веке на сцену и вернуться в бальный зал уже с совсем иной хореографией.

Во французских салонах кадрили приобрели не только новую технику (Chassé, Balancé, Rigaudon, Contretems, Pirouete, Pas de Gavôte), но и новые фигуры, отчасти сохранившиеся до сих пор в разнообразных контрдансах.

После этого кадрили пересекли la Manche и, вернувшись в бальные залы Англии под французским названием Cotillion (не путать с котильоном середины ХІХ века — бальным танцевальным развлечением, известным также под названием German), с этим же названием перебравшись через Атлантический океан, разойдясь в различных вариациях по другим странам Европы, они продолжили свое бурное развитие параллельно с французскими собратьями.

 

В конце XVIII века Европа прекрасно знала квадратные контрдансы.
В Британии и США, еще в XVIII веке и до 20-х годов ХІХ был распространен заимствованный от французов котильон, также имевший квадратное построение.

Всего котильон мог насчитывать до десяти смен и, соответственно, десять фигур (возможно, не всегда разнообразных). К тому же в котильонах обычно задействовались все восемь участников каре, в то время как в первой французской кадрили и в большинстве последующих фигуры танцев рассчитывались на исполнение в две пары, что позволило танцорам наблюдать исполнение танца контрпартнеров и общаться в незанятое фигурами время.


В британском английском языке название Cotillion вскоре было вытеснено новым — Quadrille, на американском континенте оно использовалось значительно дольше (по сегодняшний день котильонами называются некоторые ирландские сеты).

 

В это же время во Франции, согласно публикациям второй половины 18 века, становятся популярными контрдансы, большинство из которых имеют в основе квадратное расположение пар либо приходят к нему. Сложность фигур и перестроений относительно кадрилей начала ХІХ века позволяет говорить о некотором упрощении последних. Исполняемые в сюитах, эти контрдансы могли сопровождаться пением, о чем свидетельствуют прилагаемые к нотам тексты.
В бальных залах восточной и северной Европы также присутствовали кадрили, попадавшие сюда, по-видимому, как через прусское либо австрийское посредничество (о чем говорит существование «немецкой» манеры исполнения кадрилей в России), так и через путешественников. Эти танцы отличались от вновь привезенных французских тем, что одновременно занимали всех участников каре.

 

Русские кадрили, бытовавшие в Российской империи в первой половине ХІХ века, до распространения моды на французские кадрили, мало отличаются от английских котильонов за тем лишь исключением, что в России между сменами обычно танцевалась одна и та же фигура, которую не меняли в течение всего танца.

Вот основной набор смен в России, дошедший до нас из источников первой половины ХІХ века:

1. Grand Rond
2. Оборот с партнером за правую и левую руки.
3. Moulinet des Dames
4. Moulinet des Cavaliers
5. Grand Rond.

 

Для исполнения кадрилей партнеры разбираются по парам и становятся в каре (к концу ХІХ века кадрили нередко стали танцеваться на две пары vis-à-vis, которые становились в шеренги вдоль всего зала.).
При этом первой может считаться как ближняя к оркестру пара, так и стоящая напротив.
Для любой пребывающей в каре пары стоящие напротив партнеры называются vis-à-vis, а те, что по бокам — contre vis-à-vis.
Пары в каре могут пересчитываться также по-разному:

  • по порядку против часовой стрелки от первой,
  • второй считается противоположная от первой пара, третьей — та, что справа и, соответственно, четвертая напротив третьей.

В обоих случаях первая пара и ее vis-à-vis считаются главными парами, а остальные — боковыми.

 

Иногда фигуры кадрилей допускали построение каре в более чем 4 пары: в 6, 8, иногда даже до 12 и 16 пар. Кроме того, в начале ХІХ века в бальных залах России танцевали круговые кадрили — на неограниченное количество пар в кругу. Эти танцы перешли и в народную традицию, оставаясь популярными до середины ХХ века.